Когда роботы нас уволят
Если вам не дают покоя мысли о недавнем закрытии фабрики Michelin в Северной Ирландии или массовых сокращениях сотрудников сталелитейной компании Tata Steel, возможно, вам понравится 300-страничный доклад банка Bank of America Merrill Lynch, посвященный последствиям повсеместной роботизации.
Однако поспешу предупредить, что вы вряд ли найдёте его жизнеутверждающим. Несмотря на предсказания о появлении роботов-сиделок, которые будут ухаживать за пожилыми людьми, в нём также говорится о массовом сокращении рабочих мест в будущем. Так, в одном только Соединённом Королевстве в результате роботизации без работы останутся 35% ныне трудоустроенных людей. Для США эта цифра может составить 47%, включая многие офисные вакансии.
История кажется знакомой, не так ли? Вспомним хотя бы луддитов, которые в XIX веке боролись против внедрения машин, или же профсоюзы работников типографий в 80-ых годах XX века, боявшихся последствий повсеместного внедрения компьютеров. Ясно одно: всегда существовали люди, которые видели в технологическом прогрессе угрозу для себя. Тем не менее до сих пор нам удавалось создавать всё новые профессии.
Но в рядах специалистов существуют опасения, что слияние искусственного интеллекта – системы, способной делать логические заключения, исходя из своего окружения и опыта – и постоянно развивающейся робототехники уничтожит все профессии и радикально изменит общество.
«Давайте рассмотрим процесс автоматизации в сфере сельского хозяйства», – говорит Калум Чейс, автор «Выживающего ИИ» и романа «Мозг Пандоры». «В 1900 году 40% рабочей силы США было занято в сельском хозяйстве. К 1960 году эта цифра упала до нескольких процентов. Однако у людей была работа. Изменилась лишь природа деятельности.
Но в то же время количество рабочих лошадок в США достигла пика в 21 миллион в 1900 году. А к 1960-му, их численность упала аж до 3 миллионов. Конечно, между людьми и лошадьми есть разница. Человек обладает когнитивными способностями, позволяющими ему осваивать новые виды деятельности. Однако в будущем, по мере развития технологий, мы можем и не угнаться за машинами.»
Некоторые специалисты высказывают опасения относительного того, что слияние развивающейся быстрыми темпами робототехники и искусственного интеллекта – способности машины делать логические заключения, на основе анализа своего опыта и окружающей информации, – способно радикально изменить общество и, даже, уничтожить все профессии.
К-примеру, если обратить внимание на процессы автоматизации, происходящие в сельском хозяйстве, – отмечает автор романа «Мозг Пандоры» и «Выживающего ИИ» Калум Чейс, то около 40% всей рабочей силы США в 1900 году трудилось в сельском хозяйстве. Спустя 60 лет численность рабочих в агросекторе осталась всего лишь нескольких процентов. Вместе с тем, люди были обеспечены работой, при этом изменилась лишь сфера деятельности.
Количество рабочих лошадей в США в то же время достигло своего пика к 1900 году – в 21 миллион, и упало аж до 3 миллионов к 1960 году. Безусловно, что между лошадьми и людьми существует разница. Люди наделены когнитивными способностями, которые позволяют им осваивать другие виды деятельности. Не смотря на это, в будущем все же, с развитием технологического прогресса, люди могут не успеть угнаться за машинами.
Однако, что если люди окажутся в такой же роли, как те самые лошади, которые стали вдруг не востребованы экономикой? Человеку, который не отслеживает развитие науки и техники, зачастую сложно уявить масштаб развития смежных технологий, которые появляются на стыке искусственного интеллекта (ИИ) и робототехники.
Инженеры из Массачусетского технологического института (МТИ) создали небольшой беспилотный самолет, который может самостоятельно маневрировать, облетая деревья на скорости в 48 км/ч. Для навигации при этом используются только установленные на его борту процессоры. Такой самолет без труда сможет обогнать самолет, которым управляет человек. На счету этой команды разработчиков и устройство - так называемый «гепард». Оно в состоянии преодолевать препятствия, высотой до 40 сантиметров, самостоятельно их перепрыгивая. Если к этому прибавить влияние закона о развитии компьютерной техники, по которому вычислительная мощность компьютера каждые 18 месяцев удваивается (по аналогии уменьшение стоимости наблюдается соразмерно), то можно понять суть обеспокоенности Чейса и таких же, как он людей.
- Комментарии